Наши результаты

В России идет интенсивный процесс освоения и развития восстановительных практик через создание территориальных и школьных служб примирения. К нему присоединяются новые регионы, создаются ассоциации специалистов, складываются местные модели межведомственного взаимодействия разных структур, работающих с несовершеннолетними и их семьями, куда включаются и службы примирения, развивается инструментарий восстановительных программ. При поддержке центра «Судебно-правовая реформа» в различных регионах России (Москве, Пермском крае, Тюмени, Волгоградской области, Архангельске, Красноярске, Урае, Казани, Новосибирске, Петрозаводске, Самарской области, Чебоксарах, Липецке, Кирове, Республике Саха (Якутия), Ростовской области, Смоленске, Тамбове, Ставрополе, Череповце, Махачкале, Барнауле, Горно-Алтайске, Южно-Сахалинске, Туле, Томске, Кемерово, Ижевске, Йошкар-Оле, Петрозаводске, Ханты-Мансийске) происходит формирование сообществ, куда входят представители муниципальных учреждений социальной сферы и сферы образования. Данные группы реализуют восстановительную практику по уголовным делам и конфликтам с участием несовершеннолетних во взаимодействии с судами, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, содействуют созданию школьных служб примирения в образовательных учреждениях.

Разработки специалистов общественного центра «Судебно-правовая реформа» во взаимодействии с региональными партнерами содействовали достижению определенных результатов. По данным мониторинга, проводимого в 2014 году, в 19 регионах России активно проводят восстановительные программы 630 школьных служб примирения, а оформлены, но пока не проводят восстановительных программ, примерно в три раза больше служб. В них работают 962 взрослых медиатора и куратора службы примирения и 1797 медиаторов-ровесников. За 2014 год школьные службы примирения в России провели 3063 восстановительные программы, пользу от этих программ получили более 13 тысяч человек (3136 взрослых и 9882 несовершеннолетних).

Также в 14 регионах в учреждениях системы образования при поддержке центра «Судебно-правовая реформа» создана 41 территориальная служба примирения. Данные службы работают по делам, переданным из судов, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП), а также по сложным случаям из школ. За 2014 год 121 специалистом 41 территориальной службы примирения начато 954 программы, из которых успешно завершено (например, договором сторон) 568. В данных программах приняли участие более четырех тысяч несовершеннолетних и членов их семей. Восстановительные программы помогают снизить риски повторных преступлений и тюремного заключения.
Основные результаты восстановительных программ важны с точки зрения профилактики социального сиротства, а также с точки зрения снижения рисков тюремного заключения. Профилактика социального сиротства должна быть направлена, по нашему мнению, не только на развитие технологий помещения детей в патронатные или приемные семьи. Она должна быть ориентирована на предотвращение изъятия ребёнка из семьи, на возвращение его в родную семью и восстановление семейных отношений, что позволяют сделать восстановительные программы. По словам уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка Павла Астахова, средние нормативы текущих расходов на одного ребенка в стационарных учреждениях составляют от 54 712 до 97 099 рублей в месяц. В самых депрессивных регионах на одного сироту тратят 300 — 350 тыс. рублей в год.

С точки зрения снижения рисков тюремного заключения восстановительные программы помогают снизить риски повторных преступлений. Хотя в последние 10 лет происходит существенное послабление наказаний для несовершеннолетних, одновременно растет повторная преступность несовершеннолетних (исследования Л.М.Карнозовой, см. Вестник восстановительной юстиции, вып.12, с.25-40, http://sprc.ru/wp-content/uploads/2015/06/Vestnik-12.pdf). Мы связываем это со слабой распространенностью в массовом масштабе эффективных моделей работы с правонарушениями несовершеннолетних. Такая ситуация может привезти в будущем к ужесточению карательных санкций и как следствию росту приговоров к лишению свободы. По подсчетам Института проблем современного общества затраты на одного осужденного составляют более 400 тысяч рублей в год.

Новые материалы: